Салон рукоделия «Кружевница» |
|
ИКОНА В ХРАМЕ Храм - главное вместилище иконы, и нет числа тем, кто приходил к святым образам со своими скорбями, радостью и мольбами. В Храме главные иконы находятся в иконостасе. В алтаре находятся алтарные, запрестольные образа. Перед ними служат и их же носят во время Крестного хода. Перед алтарем “на поклон” ставятся иконы очередных праздников. Они лежат на аналое посреди Храма. Перед иконой всегда горит много свечей и входящий в Храм прикладывается, прежде всего, к этому образу. Есть настенные, настольные и пристольные, которые ставят у северной и южной стен. Живописные образа украшаются окладами (ризами), басмой, цатами и драгоценными каменьями. Оклады бывают серебряными, посеребренными, позолоченными, золотыми. Бывают “шитыми” золотым и серебряным шитьем с жемчугом, украшаются иконы шитыми пеленами. Украшаются не только иконы, но и киоты (рамы) к ним. Киоты бывают из ценных пород деревьев, мраморные, из драгоценных металлов с резьбой, позолотой, украшенные драгоценными каменьями. Самые почитаемые и благоукрашенные иконы находятся в Храме и через них, по милости Божией, изливается благодать, которую получают тысячи паломников, приходящих молиться в Храм. Особую группу храмовых икон составляют алтарные, запрестольные образа, перед которыми служат в храме, и их же носят в крестных ходах. Жизненность древних традиций сохранилась до наших дней. В современном церковном обиходе, как и в древней Руси, такие выносные иконы являются двусторонними, нижняя рукоять предназначена для ношения в крестных ходах. На одной из сторон запрестольной иконы обычно изображен образ Спаса или Богоматери, чаще в иконографическом изводе Знамение, Одигитрии или Умиления, на обороте - образ святого, которому посвящен храм. В крестных ходах запрестольную икону несут впереди вместе с крестом. Перед алтарем, "на поклон", прежде и теперь ставятся иконы очередных праздников. Их помещают на аналой посередине церкви. Перед украшенной цветами иконой всегда горит много свечей и, входящий в храм прикладывается, прежде всего, к этому образу. Служба и убранство православного храма славится своей красотой. Недаром при выборе веры посланцы св. князя Владимира, описывая церковь в Константинополе, говорили, что "не знаем, на небе ли были мы, или на земле, ибо нет на земле... такой красоты. ...Там Бог с человеком пребывает". В украшении святых икон всегда проявлялось благочестие христиан. Живописный образ украшали окладами (ризами), басмой, отдельно заказывали нимбы, цаты с драгоценными камнями. Оклады могли быть не только серебряными, посеребренными, позолоченными, латунными, но даже золотыми и просто из фольги. Оклады бывали и "шитыми" золотым и серебряным шитьем с речным жемчугом. Украшали иконы шитыми пеленами, которые подвешивали под нижний край икон и они спускались до пола. Пелены, равные ширине икон часто повторяли не только живописный оригинал, но и отображали в шитье оклад с растительным орнаментом, по краю обычно вышивали молитвенные надписи. Украшали не только иконы, но и рамы к ним. Деревянные киоты - рамы могли быть резными и расписными. На некоторых из них писали небольшие яконы (клейма), изображающие события из жизни святого. Киоты для храмов часто делали из мрамора, драгоценных металлов с позолоченной резьбой драгоценными камнями. Традиция приносить иконы в дар храму существовала издавна» Дар ли иконы "во Славу Божию" и "на помин души". За дарителей постоянно молились, их записывали в синодик и на каждой службе, пока существовал приход, поминали как "благоукрасителей". Не случайно, самые почитаемые благоукрашенные иконы находятся в храме, и через них, по милости Божией, во все века изливается благодать, которую получают тысячи паломников, приходящих молиться в храм. |
© salon-krugevnica |